Главная страница 25 лет законодательной власти (дополнительные материалы) Николай Воронин: «В спорах рождалась истина!»

Николай Воронин: «В спорах рождалась истина!»

Николай Андреевич Воронин с апреля 1996 по декабрь 2011 года работал в Областной Думе Законодательного Собрания Свердловской области: сначала – председателем комитета по социальной политике; с 2002 по 2010 год – председателем Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. С февраля 2012 года Н.А. Воронин – директор Института регионального законодательства Свердловской области.

 

В Уставе нашего региона записано: «Свердловская область творит законы». И это действительно так! В свое время коллеги-депутаты доверили мне очень важный и серьезный участок работы – четырежды избирали председателем Областной Думы. Эти восемь лет были чрезвычайно содержательными, интересными, разноплановыми. Нам, депутатам, приходилось решать множество серьезнейших вопросов: было принято 1050 областных законов – это 70 процентов всех принятых к тому времени законов Свердловской области.

В федеральном законодательстве происходили крупные изменения. Прежде всего – разделение полномочий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления. Ранее многие полномочия в сфере социальной поддержки населения, развития образования, здравоохранения были одновременно закреплены за федеральными, региональными и местными органами власти.

При наличии огромного массива законов и нормативных актов многие их положения просто не выполнялись! Поэтому Законодательное Собрание Свердловской области подготовило актуальные предложения по разграничению полномочий между различными уровнями власти. Наша главная задача была добиться, чтобы все полномочия, которые закреплялись за органами местного самоуправления, государственной власти и все предметы ведения субъекта РФ были обеспечены финансированием.

Началась реформа органов местного самоуправления. В 2003 году был принят Федеральный закон № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"», а также № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Новая структура местного самоуправления предполагала разделение муниципальных образований по типам – на городской округ, муниципальный район, городское и сельское поселения. На тот момент в Свердловской области существовало 73 муниципальных образования. Если бы мы дословно реализовывали концепцию федерального закона, то в нашем регионе появилось бы около 600 самостоятельных муниципальных образований.

Естественно, мы подошли к обсуждению этого вопроса очень обстоятельно. Неоднократно проводились встречи, совещания с участием губернатора и членов правительства Свердловской области, депутатов, представителей органов местного самоуправления, прокуратуры, чтобы выработать приемлемые подходы к решению проблемы.

Было сразу понятно, что наличие более 600 муниципальных образований в Свердловской области создаст множество проблем, в том числе повлечет огромные финансовые затраты на содержание аппарата в каждом органе местного самоуправления. По нашим подсчетам, только на это потребовалось бы ежегодно около трех миллиардов рублей! Нам пришлось принять около 200 областных законов, уточняющих статус муниципальных образований, их границы, с сохранением всех льгот населению. Было образовано 67 городских округов, пять муниципальных районов, пять городских и 16 сельских поселений. Итого 93 муниципальных образования. Это помогло сохранить исторически сложившуюся систему взаимоотношений в организации органов местного самоуправления, сократить расходы на аппарат и направить больше средств на решение насущных вопросов местных жителей. Тем самым мы обеспечили разумную, оптимальную реализацию закона. Свердловскому Заксобранию пришлось доказывать свою правоту в суде. В некоторых случаях дело доходило и до Верховного Суда РФ. Высший судебный орган Российской Федерации подтвердил правоту наших действий.

В то время, пока длилась реформа, в наше Законодательное Собрание в полном составе приезжал Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, изучал нашу практику. Коллеги пришли к выводу, что мы действительно предложили оптимальный для Свердловской области вариант организации местного самоуправления.

Другая громкая федеральная реформа была связана с реализацией закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, который в народе получил название «О монетизации социальных льгот». По сути, это была крупнейшая реформа социальной сферы в Свердловской области. Она затронула более миллиона жителей нашего региона – почти каждого четвертого. Задача была – заменить натуральное предоставление льгот, определенных федеральным и региональным законодательством, денежными выплатами.

Эта работа была очень сложна тем, что затрагивала интересы многих граждан Свердловской области, поэтому прежде всего стояла задача не просто выработать оптимальную схему, но и попытаться вместе с общественными организациями пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны, тружеников тыла и других категорий определить, как провести реформу наиболее качественно и безболезненно.

Это был период очень интенсивной работы депутатов Областной Думы – вместе с исполнительными органами государственной власти, населением шло выяснение позиций, обсуждение вариантов решения вопросов.

Был выработан подход, который отличался от алгоритма во многих других субъектах РФ. По сути, в Свердловской области был принят принцип поэтапного введения замены натуральных льгот денежной компенсацией, чтобы, вводя в практику замену одних льгот, мы учитывали проблемы, которые могли возникнуть в этом направлении при последующей замене других льгот. Четко определили льготы для различных категорий граждан, подготовили федеральные и региональные регистры льготников. Всего в них было включено 905 тысяч граждан Свердловской области: 409 тысяч федеральных льготников и 496 тысяч – региональных.

Наш регион был обязан обеспечить финансирование социальных льгот всех региональных льготников. На новую систему мы должны были перейти с 1 января 2005 года. Элементарный расчет показал, что переход на денежные выплаты вместо натуральных потребует дополнительных финансовых ресурсов. И действительно, на 2005 год финансирование социальной защиты населения было увеличено в 1,8 раза.

Депутаты продолжали интенсивно приводить региональное законодательство в соответствие с федеральным согласно Конституции РФ. Областная Дума и Палата Представителей очень активно занимались законотворчеством.

Серьезные изменения претерпел Устав Свердловской области. В 10 из 16 его глав пришлось вносить изменения. Только за период с 2002 года по май 2004 в Областную Думу поступило 36 протестов и четыре представления областной прокуратуры, 15 заключений главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области. Мы, советуясь с юристами, внимательно изучали каждый пункт. Часть замечаний прокуратуры и управления юстиции нам удалось снять. Но в некоторых случаях пришлось отстаивать законотворческую позицию Свердловской области через суд.

В 2002–2004 годах было принято более 58 законов, связанных с приведением нашей областной нормативной базы в соответствие с федеральной. Особое внимание депутаты уделили и подготовке к такому значимому событию, как 60-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Совместно с губернатором, правительством области выработаны дополнительные меры поддержки ветеранов. Так, многим участникам Отечественной войны выделили жилые помещения, ветеранам и труженикам тыла дополнительно выплачивали средства для проезда в общественном транспорте. В итоге празднование 60-летия Победы прошло в Свердловской области на достойном уровне.

Параллельно мы совместно с исполнительной властью провели очень большую работу по символам Свердловской области, приняв закон «О гербе и флаге Свердловской области». Была создана комиссия, которую возглавил депутат Палаты Представителей Владимир Федорович Никитин, подготовлены изменения в закон. В итоге мы отстояли свое видение символов нашего региона, и гордый девиз «Опорный край державы» навсегда закреплен за Свердловской областью.

На Средний Урал прибыл главный геральдмейстер России Георгий Вадимович Вилинбахов и торжественно вручил губернатору и председателям палат Законодательного Собрания свидетельства о государственной регистрации герба и флага Свердловской области. Это дало нам возможность активизировать работу и по созданию символов муниципальных образований. Областная Дума помогала органам местного самоуправления, выделяя финансирование на подготовку герба муниципальных образований и процедуру регистрации.

Уже в 2006 году 58 муниципалитетов не просто имели герб и флаг, но и зарегистрировали их в Геральдическом совете при Президенте РФ. В настоящее время во всех без исключения муниципальных образованиях Свердловской области гербы и флаги получили государственный статус.

Законодательное Собрание приняло участие в формировании высших исполнительных органов государственной власти в Свердловской области, что стало возможным после соответствующих изменений в федеральном законодательстве РФ.

Календарь событий
« Март, 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Подписка на новости
Найдите Вашего депутата